Испанский бизнес-модельер и дизайнер Пабло Рамирес (Pablo M? Ram?rez) предложил шуточный «рождественский» вариант канвы бизнес-модели Александра Остервальдера (Alexander Osterwalder) и Ива Пинье (Yves Pigneur).   В основе проведённого им анализа лежит принятая в западно-европейской и северо-американской традициях модель работы Санта-Клауса по поздравлению детей с  Рождественскими праздниками. Рассмотрим компоненты этой бизнес-модели подробнее:

Рис. Оригинальная версия «рождественской» канвы Пабло Рамиреса (espa?ol).

Не вызывает никаких сомнений, что целевой группой потребителей (Customer Segments) в данном случае являются преимущественно дети, а также «другие люди», ожидающие подарка от Санта-Клауса. Содержание компонента «Ценностное предложение» (Value proposition) составляют не только сами рождественские подарки, но и праздничное ожидание, счастье и радость при их обнаружении, распаковке и пользовании. Как известно, по легенде Санта-Клаус в рождественскую ночь летит в своих волшебных санях над спящими городами и, спускаясь через дымоход в дома, оставляет подарки детям в чулках, носках или башмаках, которые они специально оставляют под елкой или развешивают над камином.

По мнению автора модели, основным средством доставки (Channels) рождественских подарков являются волшебные сани Санта-Клауса, запряжённые в упряжку «летучих» оленей. Известно, что первоначально упряжка состояла из восьми оленей: «стремительного» Дэшера (Dasher), «танцора» Дэнсера (Dancer), «скакуна» Прэнсера (Prancer), «резвого» Виксена (Vixen), «кометы» Комета (Comet), «купидона» Кьюпида (Cupid), «громового» Дондера (Donder) и «молнии» Блитцена (Blitzen). Эти имена впервые прозвучали в 1823 году в стихотворении «Ночь перед Рождеством». Однако сто лет спустя благодаря поэту Роберту Л. Мэю появился девятый олень, который очень быстро стал самым известным и популярным – это Рудольф Красный Нос (Rudolph).

Интересно, что изначально другие олени насмехались над Рудольфом из-за его странного сияющего носа и в упряжку его не принимали. Но однажды Санта-Клаусу предстояло развозить подарки в условиях густого тумана. Упряжка рисковала заблудиться и не доставить детям подарки. И тут Санта обратил внимание на Рудольфа, чей красный нос ярко светил в тумане. Рудольф был немедленно приглашён в состав упряжки и быстро сделался в ней главной фигурой. С 1955 года за перемещениями саней Санта-Клауса следит североамериканская система NORAD, о чём сообщает на специальном сайте www.noradsanta.org и по телефону горячей линии, в рамках программы NORAD Tracks Santa. В этом ей технически помогает около 50 радиолокационных станций, размещенных в различных районах США и Канады. Кроме того, спутники с инфракрасными сенсорами, находящиеся на геостационарной орбите, также отслеживают полёт волшебных саней, улавливая излучение, исходящее от теплого носа Рудольфа.

Основной технологией клиентских отношений (Customer relationship), по мнению Пабло Рамиреса, являются письма детей Санта-Клаусу с просьбами о рождественском подарке. На почтовый адрес Санта-Клауса в Лапландии ежегодно приходит более полумиллиона писем из более чем 100 стран мира. Иногда на конверте в строке адреса нет ничего кроме слов: Финляндия, Санта-Клаусу. К счастью местные почтальоны знают, что такие письма следует доставлять по адресу: Santa Klaus, 96930, Arctic Circle, Santa Claus Village, Rovaniemi Napapiiri. Национальные почтовые ведомства большинства государств, несмотря на большую загруженность в рождественские праздники, сохраняют и поддерживают этот один из старейших праздничных сервисов — приём писем для Санта-Клауса.

Соответственно, почта, а также официальный интернет-портал (santaclaus.posti.fi) являются одними из ключевых партнёров (Key partnerships) Санта-Клауса в рамках рассматриваемой модели. Кроме того, автор к партнёрам праздника Рождества относит и трёх королей (царей) — Каспара, Мельхиора и Бальтазара, так в западноевропейской традиции принято именовать магов (волхвов), принесших младенцу Иисусу дары на Рождество (поклонение волхвов). В Евангелии их имена и царский сан не упоминаются, традиция возникла в средневековье. В Католической церкви память трёх царей совершается 6 января в праздник Богоявления.

К ключевым ресурсам (Key resources) автор относит уже упомянутые нами волшебные сани и упряжку летучих оленей, многочисленных эльфов и гномов в полосатых чулках и смешных красных колпаках, помогающих Санта-Клаусу управляться с подарками и сами рождественские подарки. Ключевыми процессами (Key activities) при этом являются чтение писем детей, сбор их пожеланий, а также непосредственная подготовка и доставка подарков.

Что касается потоков дохода (Revenue streams), то здесь всё просто. Все дети знают, что для того, чтобы Санта-Клаус заглянул на огонек и принес подарки, нужно оставить для него молоко и печенье — миллионы детей делают это перед тем, как отправиться в кровать в ночь на Рождество и Новый год. Кое-кто оставляет ещё и презенты для оленей, например, сладкую морковку. Вопрос же о структуре затрат (Cost structure) Санта-Клауса автор оставил открытым. Действительно, как можно оценить затраты самого могущественного и доброго волшебника в мире на создание рождественской сказки?!