Заметный вклад в развитие концепции канвы бизнес-модели внёс австралийский консультант и дизайнер Эрвин Филт (Erwin Fielt). Первым его экспериментом в этой области стала попытка перепланировки канвы за счёт простого расширения её каркаса для двух независимых групп потребителей. Если руководствоваться рассмотренной выше классификацией потребительских групп (рынков), предложенной Александром Остервальдером (Alexander Osterwalder) и Ивом Пинье (Yves Pigneur), то данное решение наиболее подходит для компаний с бизнес-моделью многосторонних (в данном случае двусторонних) платформ. Кроме того, на наш взгляд, его также можно отнести к компаниям с бизнес-моделью диверсифицированных рынков, которые обслуживают два совершенно разных потребительских сегмента с различными потребностями.

Филт предлагает два дизайнерских решения такой модели, которые условно можно назвать вертикальным и горизонтальным, но принципиальной сути базовой модели Остервальдера и Пинье эти решения не меняют. Разность наблюдается исключительно в методических подходах: если Александр Остервальдер настаивает на необходимости тиражирования канвы для каждого конкретного бизнес-случая отдельно, например, в случае изменения одного или нескольких компонентов или периода времени действия модели, то Филт нагружает свою конструкцию дублирующими элементами. Единственным поводом для критики с нашей стороны является заявленное единство компонентов, входящих в направление «Инфраструктура», по отношению к обеим группам потребителей. В принципе акцептуя предположение Филта, что для создания и доставки ценностных предложений обеим клиентским группам могут быть привлечены одни и те же партнёры и использоваться одни и те же ресурсы, всё-таки выразим сомнение в тождественности задействованных при этом процессов (производственных, торговых, сервисных и других). Следует отметить, что предложенное автором визуальное решение открывает широкие возможности для создания вариантов канвы бизнес-модели в виде своеобразных «мозаичных панно» посредством различной компоновки блоков, их дублирования и планировки, но не открывает ничего принципиального нового с точки зрения бизнес-моделирования. Например, аналогичным образом можно графически решить модель, при которой компания предлагает одинаковое ценностное предложение для двух разных потребительских групп, или, наоборот, для одной целевой группы потребителей два ценностных предложения и так далее.

Чинарьян Р.А. Клиентская составляющая ключевых концепций универсальных бизнес-моделей (часть 3) // «Клиентинг и управление клиентским портфелем» 2012 №4