Блокчейн (blockchain) является одной из самых быстро развивающихся и самых интригующих технологий, которые в настоящее время находятся на рынке. Подобно росту интернета, блокчейн может по-настоящему сделать бизнес-процессы более демократичными, безопасными, прозрачными и эффективными. Предприниматели, стартап-компании, инвесторы, глобальные организации и правительство — все идентифицировали блокчейн как революционную технологию. По прогнозу консалтинговой компании Accenture, уже в 2018–2024 годах блокчейн распространится на множество типов активов, а к 2025 году — станет массовой и неотъемлемой частью мирового капитала.

Блокчейн — это надёжный способ хранения данных о сделках, контрактах, транзакциях, обо всём, что нуждается в отдельной независимой записи и, при необходимости, в проверке. В блокчейне можно хранить данные о выданных кредитах, совершенных денежных переводах, продажах и покупках чего угодно, правах собственности, участии в голосованиях и их результатах, переписи населения, гражданском, социальном статусе и этапах выполнения сделок. То есть практически обо всем. Главным его отличием и неоспоримым преимуществом является то, что этот реестр не хранится в каком-то одном месте. Он распределён среди нескольких сотен и даже тысяч компьютеров во всем мире.

Эта технология обеспечивает безопасное хранение и перемещение цифровых активов без посредников. Для выполнения таких функций, технология должна обладать следующими признаками:

  • хранение и передача информации: база данных;
  • идентификация пользователей: шифрованные безопасные методы идентификации;
  • отсутствие посредника: распределённость между участниками;
  • прозрачность: свободный публичный доступ для собственных пользователей;
  • безопасность: наличие устойчивого к атакам консенсус-механизма.

Каковы наиболее важные преимущества и проблемы, связанные с внедрением технологии блокчейн?

  1. Доверительный обмен

Две стороны могут осуществлять обмен без наблюдения или посредничества третьей стороны, сильно сокращая или даже устраняя риск контрагента.

  1. Уполномоченные пользователи

Пользователи контролируют всю свою информацию и транзакции.

  1. Высокое качество данных

Данные блокчейн являются полными, последовательными, своевременными, точными и широко доступными.

  1. Долговечность и надежность

Из-за децентрализованных сетей блокчейн не имеет центральной точки отказа и лучше способен противостоять вредоносным атакам.

  1. Целостность процесса

Пользователи могут быть уверены в том, что транзакции будут выполняться точно так же, как команды протокола, устраняющие необходимость в доверенной третьей стороне.

  1. Прозрачность и стабильность

Изменения в публичных блочных цепях общедоступны для всех сторон, что в свою очередь, создает прозрачность и стабильность транзакции.

  1. Более быстрые транзакции

Операции блокчейн могут сократить время транзакций до минут и обрабатываться круглосуточно и без выходных.

  1. Более низкие транзакционные издержки

Исключая сторонних посредников и накладные расходы для обмена активами, блок-цепи могут значительно снизить транзакционные сборы.

Как отмечают эксперты блокчейн относится к тем технологиям, внедрение которых может запустить цепную реакцию изменений в бизнес-моделях и процессах, цепочках поставок и отношениях компаний с клиентами во всех секторах мировой экономики. Как и в случае с 3D-печатью, экономикой совместного использования и Интернетом вещей, технология блокчейн обещает создать критическую массу, которая вызовет прорывные изменения. За неполные пять лет блокчейн стала технологией, в которую уже вложен венчурный капитал в размере более миллиарда долларов. Работающие в отрасли технологий компании отреагировали на появление блокчейн запуском масштабных пилотных проектов в различных областях — таких как сфера финансовых услуг, энергетика, сельское хозяйство и Интернет вещей.

С такой оценкой солидарен и Герман Греф, который считает, что через два-три года в бизнесе останется  мало сфер, где бы технология блокчейна не изменила бы радикально основы бизнес-модели компании.

В настоящее время предпринимаются первые попытки с помощью известных инструментов бизнес-моделирования помочь предпринимателям понять, какие области их бизнеса могут начать внедрять технологию блокчейна уже сейчас.

В частности следует отметить решение Ади Чикары (Adi Chikara) из американской консалтинговой  компании 3Pillar’s Advanced Technology Group, предложившего версию шаблона бизнес-модели, которую он назвал «Blockchain Canvas». Архитектура модели полностью соответствует классической модели Александра Остервальдера и Ива Пинье и включает девять компонентов: «Целевые группы пользователей» (User Segmentation), «Технологии пользовательских отношений» (User Relationships), «Лидерство & Маркетинг» (Leadership & Marketing), «Ценностные предложения» (Value Propositions), «Компоненты ценности» (Value Components), «Ключевые связи и отношения» (Key Dependencies), «Ключевые точки системы» (System Touch Points), «Сроки» (Time) и «Формула прибыли» (Revenue/Cost/Profit).

Содержание компонентов канвы Ади Чикары идеологически также довольно близко универсальной канве бизнес-модели. Важной деталью является поиск ответа на вопрос не столько о желании, сколько о принципиальной готовности целевых потребителей к применению технологии блокчейна. Кроме того, специального уточнения требует авторский взгляд на наполнение компонентов  «Компоненты ценности», «Ключевые точки системы» (System Touch Points), «Лидерство & Маркетинг».

В частности, к «компонентам ценности» автор относит такие характеристики системы как: «Масштабируемость» (Scalability), «Географию/Локализацию» (Geography/Location), «Безопасность» (Security), «Верификацию» (Verification), «Контроль и Учёт» (Tracking / Ledger), «Прозрачность» (Transparency), «Анонимность» (Anonymity) и «Идентичность» (Identity).

В свою очередь содержательное наполнение компонента «Ключевые точки системы» по мнению автора должно включать ответы на вопросы:

  • Что влияет на систему и что необходимо изменить в ней?
  • Кто является собственником продукта, с которым необходимо установить партнёрские отношения?

Наконец, компонент «Лидерство и Маркетинг»  предполагает идентификацию, как компании — технологического лидера, так и компании, лидирующей в рассматриваемом рыночном сегменте.

Как отмечает в книге «Blockchain и маркетинг» белорусский ученый-экономист и очень плодовитый автор Маргарита Акулич: « Технология блокчейна превратит бизнес-модель из модели доверия на основе человека в модель доверия на основе алгоритма, которая может подвергнуть компании таким рискам, с которыми они не сталкивались раньше. Чтобы реагировать на такие риски, компаниям следует рассмотреть возможность создания надёжной стратегии управления рисками, а также управления и контроля». На наш взгляд в качестве визуальной формы такой стратегии вполне может быть рекомендована модель Ади Чикара.