Калифорнийский эксперт в области развития бизнеса и организационного развития Дирк Дегейн (Dirk «Atma» Degeynd) предложил альтернативный вариант шаблона бизнес-модели бережливого стартапа.%d0%ba%d0%b0%d0%bd%d0%b2%d0%b0-%d0%b1%d0%b8%d0%b7%d0%bd%d0%b5%d1%81-%d0%bc%d0%be%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%b8-%d1%81%d0%b0%d0%bc%d0%be%d0%be%d1%80%d0%b3%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%b0

Сохранив дизайн лин-канвы Эша Маурья, автор расширил теоретическую базу модели за счет идей концепции «Менеджмента 3.0.», предложенной в одноименной книге нидерландским специалистом в области личностного развития, теории сложности, и программного обеспечения Юргеном Аппело (Jurgen Appelo). В соответствии с взглядами Аппело, Management 3.0 — это адаптация и интеграция принципов Agile в общем менеджменте, в результате чего система управления утрачивает присущую классическому менеджменту постоянную и четкую структуру. Таким образом, основной составляющей концепции Management 3.0 является самоорганизация, которая, по мнению Дирка Дегейна, должна найти отражение при разработке бизнес-модели бережливого стартапа.

Полученный в результате шаблон был назван автором The Management 3.0 Lean Business Model Canvas. Канва включает девять компонентов: «Бизнес-гипотеза» (Business Hypothesis), «Поддержка извне» (Outside support), «Развитие» (Development), «Ключевые метрики» (Key Metrics), «Структура затрат» (Costs), «Целевая Аудитория» (Target Audience), «Уникальное Преимущество» (Unique Advantage), «Развитие клиентов» (Customer development) и «Потоки доходов» (Revenue). На первый взгляд, Дегейн ввел в научный оборот бизнес-моделирования несколько новых элементов, однако последующий анализ показывает, что речь идет скорее о несущественной редакции номинаций и трактовки базовых блоков бизнес-модели, чем о реальном изменении их содержания. Например, компонент «Бизнес-гипотеза» содержательно представляет собой аналог классического компонента «Ценностное предложение», рассматриваемого в контексте концепции бережливого стартапа, когда идея предполагаемой ценности для потребителя рассматривается как серия последовательных гипотез или MVP, требующих постоянного тестирования.

Остальные звенья бизнес-модели автор делит на два укрупненных блока: описывающие процесс создания ценности и рыночную политику компании соответственно. Первый укрупненный блок («Продукт») включает следующие компоненты: «Поддержка извне», «Развитие», «Ключевые метрики» и «Структура затрат». Интерес вызывают первые два, поскольку название и трактовка остальных вполне традиционны и не требуют специального рассмотрения. Итак, при наполнении компонентов «Поддержка извне» и «Развитие» автор предлагает найти ответы на следующие вопросы:

  • какой бизнес или услуги компания собирается привлекать для поддержки;
  • какие технологии или ресурсы понадобятся компании, чтобы построить свой бизнес? Таким образом, речь фактически идет о таких хорошо известных нам элементах бизнес-модели, как «Ключевые партнеры», «Ключевые ресурсы» и «Ключевые процессы», составляющих инфраструктурный блок канвы Александра Остервальдера и Ива Пинье.

Анализируя компоненты, входящие во второй укрупненный блок («Рынок»), отметим, что блок «Уникальное преимущество» в версии Дирка Дегейна содержательно соответствует двум известным нам компонентам модели Эша Маурья — «Уникальное ценностное предложение» и «Несправедливое (нерыночное) конкурентное преимущество»:

  • что заставляет клиента выбрать компанию, а не ее конкурента;
  • что делает компанию уникальным;
  • что компания делает такого, что для ее конкурента будет трудно скопировать или купить?

Особый интерес в контексте нашего исследования вызывают следующие два компонента: «Целевая аудитория» и «Развитие клиента». Отметим синонимичность содержания компонента « Целевая аудитория» классическому компоненту «Целевые группы потребителей». А вот компонент «Развитие клиента», содержание которого должно содержать ответ на вопрос, как компания будет устанавливать отношения и взаимодействовать с клиентами, фактически представляет собой синтез двух элементов — «Технологии клиентских отношений» и «Каналы продвижения».

Таким образом, отметим, что клиентская составляющая бизнес-модели Дирка Дегейна не содержит никаких инновационных изменений по сравнению с классическими моделями Остервальдера и Маурья.

Источник: Чинарьян Р.А. «Клиентская составляющая ключевых концепций универсальных бизнес-моделей (часть 4)» // «Клиентинг и управление клиентским портфелем» 2013 №4