Продолжаем публикацию фрагментов статьи Вали Саркиева «Война» цепей поставок». В первой части статьи автор рассмотрел существующие цепи поставок, а также один из способов их оптимизации. Особо было подчёркнуто, что каждое звено цепи поставок является обособленным бизнесом и будет являться таковым даже при наличии системы интеграции, когда участники будут работать совместно на общий конечный результат.
Схема цепей поставок «Как может быть»
Для получения конкурентного преимущества у всех участников цепи поставок необходимо пересмотреть саму концепцию интеграции, а точнее – платформу интеграции. Если трансформировать схему, изображенную на рис. 4, и изобразить каждого из участников цепей поставок в виде обособленного бизнеса, то схема примет следующий вид (рис. 7).
Как видно из схемы (рис. 7), каждое звено в цепи поставок является обособленной бизнес-моделью и каждая бизнес-модель продает товар следующей. Однако следует снова обратиться к операционному менеджменту, но уже объединить рассматриваемую цепь поставок с концепцией «вход – трансформация – выход» (рис. 8).
Исходя из схемы, изображенной на рис. 8, видно, что мы начали рассматривать всю цепь поставки в качестве процесса трансформации (т.е. процесса, проходящего внутри любой организации), где входными и выходными точками являются получение товара от поставщика 1-го уровня (в нашем примере это фермер) и рынком сбыта, соответственно.
Если мы перенесем принципы концепции «вход–трансформация–выход» на схему, изображенную на рис. 7, то получим следующую схему (рис. 9), где все бизнес-модели объединены и представлены как процесс трансформации.
Однако исходя из схемы мы видим, что разделение бизнес-моделей сохраняется, хотя мы и стали рассматривать цепь поставок как процесс трансформации. Но если, исходя из принципов операционного менеджмента, трансформация – это процесс, протекающий внутри организации, то мы можем изобразить нашу схему поставок в виде одной большой бизнес-модели, где товар не поставляется от звена к звену, а трансформируется от начального звена к конечному с целью реализации на рынке сбыта. Наглядно это изображено на рисунке 10.
Если все участники цепи поставок интегрируются в одну бизнес-модель (назовем ее Business Model «Suppy Chain Transformation»), то это даст конкурентное преимущество всем участникам данной цепи поставок. По мнению автора, в ближайшее время наметится конкуренция не между участниками цепей поставок, а между цепями поставок, и кто раньше применит данную концепцию, тот и будет лидировать на рынке.
Саркиев, Вали. «Война» цепей поставок // Логистика. — 2014. — № 5