Анонс статьи об универсальной бизнес-модели - клините, чтобы прочитать статью целикомЧасто бизнес-модельеры группируют компоненты классической канвы бизнес-модели Александра Остервальдера (Alexander Osterwalder) и Ива Пинье (Yves Pigneur) по четырём базовым направлениям (блокам): «Потребители (Клиенты)» (Customers), «Предложение» (Offering), «Инфраструктура» (Infrastructure) и «Формула прибыли» (Finances). Содержательную основу этих базовых блоков составляют ответы на ключевые вопросы формирования бизнес-модели. Мы ранее уже подробно рассматривали существующие подходы разных специалистов к формулировке таких вопросов [1], поэтому остановимся только на решении, предложенным ведущими экспертами американской консалтинговой компании «Mitchell and Company» Дональдом Митчеллом (Donald Mitchell) и Кэрол Коулз (Carol Coles). В своей книге «Предельное конкурентное преимущество: Секреты разработки прибыльной модели бизнеса (The Ultimate Competitive Advantage: Secrets of Continually Developing a More Profitable Business Model)» они сформулировали семь ключевых вопросов бизнес-модели:

  • Кто является потенциальными потребителями продукции компании?
  • Какие товары и услуги предлагает компания?
  • Когда эти товары и услуги становятся доступными?
  • Куда поставляется продукция компании?
  • Для чего существует компания?
  • Как производятся транзакции компании?
  • Какую цену платит потребитель?

Другими словами вопросник, предложенный Митчеллом и Коулз, включает открытые вопросы: Кто? (Who?), Что? (What?), Когда? (When?), Где? (Where?), Зачем/Почему? (Why?), Как? (How?), Сколько? (How Much?). Базовым блокам канвы Остервальдера и Пинье соответствуют четыре из этих вопросов: «Кто?» (Потребители), «Что?» (Предложение), «Как?» (Инфраструктура) и «Сколько?» (Формула прибыли).

Универсальная 4Q-Канва БМ Остервальдера и ПеньеВ качестве лирического отступления отметим, что за исключением вопроса «Сколько?», вопросник Митчелла и Коулз совпадает с вопросами из стихотворения Редьярда Киплинга (Rudyard Kipling) «Есть у меня шестёрка слуг (Six Honest Serving Men)»: «Их шесть всего, но иногда мне кажется, что сто; их имена: Что, Где, Когда, Как, Почему и Кто». В оригинале это звучит так: «I keep six honest serving-men (They taught me all I knew); Their names are What and Why and When, And How and Where and Who».

Взяв в качестве графической основы укрупнённую четырёхблочную архитектуру канвы бизнес-модели, а в качестве содержательной базы вопросник Митчелла и Коулз с поправками Киплинга, известный американский специалист в области бизнес-моделирования д-р Род Кинг (Dr.Rod King) предложил шаблон, который он назвал 4Q-Канва (4Q-Canvas или 4 Box-Canvas), где Q – это «Вопросы» (Questions). В качестве таких четырёх вопросов автор выбрал: «Как?» (How?), «Что? (What?)», «Кто?» (Who?) и «Зачем?» (Why?). Первые три планировочно и содержательно полностью соответствуют канве бизнес-модели Остервальдера и Пинье.

Что касается четвёртого блока, то тут всё несколько сложнее. С одной стороны, вопрос «Зачем/Почему? (Why?)» можно трактовать как прогноз финансового результата («зачем», в смысле «ради какого финансового результата?»), а с другой, как осознание целей и миссии компании. Последняя трактовка соответствует модели «Золотой Круг» (Golden Circle), изложенной в книге Саймона Синека (Simon Sinek) «Начните с Почему (Start With Why)». Графически модель представляет собой три вписанных друг в друга круга, соответствующих вопросам (от центра к краю внешнего круга) «Почему? (Why?)», «Как? (How?)», «Что? (What?)».

BIZ-MODELS-GURU - Модель «Золотой Круг» Саймона Синека -588По мнению Синека «все люди знают, ЧТО они делают, некоторые знают КАК, но очень немногие знают ПОЧЕМУ», поэтому при разработке бизнес-модели вместо поиска ответа на вопрос «что нужно делать» лучше сфокусироваться на вопросе «почему это нужно делать».

Итак, определившись с четырьмя вопросами, Род Кинг затем совсем нелогично, если учитывать выбранное название инструмента, добавил к ним пятый «К чему? (To What?)» но не в качестве отдельного компонента, а в структуре центрального блока «What?».

Универсальная 4Q - Канва Рода КингаД-р Кинг позиционирует свой шаблон как «универсальный», поскольку, по его мнению, шаблон одинаково эффективно может быть использован при разработке бизнес-модели для различных областей и отраслей менеджмента. В качестве иллюстрации указанной «универсальности», автор приводит примеры разработки ряда специальных моделей, в том числе:

  • 4Q-Канва модели управления изменениями (4Q-Change Management Canvas)
  • 4Q-Канва модели управления улучшениями (4Q-Improvement Canvas)
  • 4Q-Канва модели управления инновациями (4Q-Innovation Canvas)
  • 4Q-Канва модели управления подрывными инновациями (4Q-Disruption Canvas)
  • 4Q-Канва модели управления версиями (4Q-Subversion Canvas)
  • 4Q-Канва бизнес-модели геймификации (4Q-Gamification Canvas)
  • 4Q-Канва модели управления убедительными коммуникациями (4Q-Persuasion Canvas)
  • 4Q-Канва модели управления проектами (4Q-Project Planning Canvas)
  • 4Q-Канва модели управления переговорами (4Q-Negotiation Canvas)
  • 4Q-Канва модели управления маркетингом (4Q-Marketing Canvas)
  • 4Q-Канва модели управления рекламой (4Q-Advertising Canvas)
  • 4Q-Канва модели управления брендингом (4Q-Branding Canvas)

Все шаблоны включают четыре компонента, предполагающих поиск ответов на вопросы:

  • How to Change (Improve, Innovate, Disrupt, Subvert…….Brand)?
  • What to Change (Improve, Innovate, Disrupt, Subvert…….Brand)?
  • To What to Change (Improve, Innovate, Disrupt, Subvert.….Brand)?
  • Whom to Change (Improve, Innovate, Disrupt, Subvert…….Brand) (for)?
  • Why Change (Improve, Innovate, Disrupt, Subvert…….Brand)?

В качестве примера предлагаем вариант канвы бизнес-модели управления изменениями (Change Management Canvas) Канва модели управления изменениями Рода Кинга - 5 вопросов для обеспечения управления изменениями

Несмотря на некую лаконичность модели Рода Кинга, она, по нашему мнению, может быть успешно использована на начальном этапе разработки стратегии компании или отдельного подразделения.

[1] Чинарьян   Р.А.   Клиентская   составляющая   ключевых   концепций универсальных бизнес-моделей (часть 1) // «Клиентинг и управление клиентским портфелем» 2012 №1