Блокчейн (blockchain) является одной из самых быстро развивающихся и самых интригующих технологий, которые в настоящее время находятся на рынке. Подобно росту интернета, блокчейн может по-настоящему сделать бизнес-процессы более демократичными, безопасными, прозрачными и эффективными. Предприниматели, стартап-компании, инвесторы, глобальные организации и правительство — все идентифицировали блокчейн как революционную технологию. По прогнозу консалтинговой компании Accenture, уже в 2018–2024 годах блокчейн распространится на множество типов активов, а к 2025 году — станет массовой и неотъемлемой частью мирового капитала.
Блокчейн — это надёжный способ хранения данных о сделках, контрактах, транзакциях, обо всём, что нуждается в отдельной независимой записи и, при необходимости, в проверке. В блокчейне можно хранить данные о выданных кредитах, совершенных денежных переводах, продажах и покупках чего угодно, правах собственности, участии в голосованиях и их результатах, переписи населения, гражданском, социальном статусе и этапах выполнения сделок. То есть практически обо всем. Главным его отличием и неоспоримым преимуществом является то, что этот реестр не хранится в каком-то одном месте. Он распределён среди нескольких сотен и даже тысяч компьютеров во всем мире.
Эта технология обеспечивает безопасное хранение и перемещение цифровых активов без посредников. Для выполнения таких функций, технология должна обладать следующими признаками:
- хранение и передача информации: база данных;
- идентификация пользователей: шифрованные безопасные методы идентификации;
- отсутствие посредника: распределённость между участниками;
- прозрачность: свободный публичный доступ для собственных пользователей;
- безопасность: наличие устойчивого к атакам консенсус-механизма.
Каковы наиболее важные преимущества и проблемы, связанные с внедрением технологии блокчейн?
- Доверительный обмен
Две стороны могут осуществлять обмен без наблюдения или посредничества третьей стороны, сильно сокращая или даже устраняя риск контрагента.
- Уполномоченные пользователи
Пользователи контролируют всю свою информацию и транзакции.
- Высокое качество данных
Данные блокчейн являются полными, последовательными, своевременными, точными и широко доступными.
- Долговечность и надежность
Из-за децентрализованных сетей блокчейн не имеет центральной точки отказа и лучше способен противостоять вредоносным атакам.
- Целостность процесса
Пользователи могут быть уверены в том, что транзакции будут выполняться точно так же, как команды протокола, устраняющие необходимость в доверенной третьей стороне.
- Прозрачность и стабильность
Изменения в публичных блочных цепях общедоступны для всех сторон, что в свою очередь, создает прозрачность и стабильность транзакции.
- Более быстрые транзакции
Операции блокчейн могут сократить время транзакций до минут и обрабатываться круглосуточно и без выходных.
- Более низкие транзакционные издержки
Исключая сторонних посредников и накладные расходы для обмена активами, блок-цепи могут значительно снизить транзакционные сборы.
Как отмечают эксперты блокчейн относится к тем технологиям, внедрение которых может запустить цепную реакцию изменений в бизнес-моделях и процессах, цепочках поставок и отношениях компаний с клиентами во всех секторах мировой экономики. Как и в случае с 3D-печатью, экономикой совместного использования и Интернетом вещей, технология блокчейн обещает создать критическую массу, которая вызовет прорывные изменения. За неполные пять лет блокчейн стала технологией, в которую уже вложен венчурный капитал в размере более миллиарда долларов. Работающие в отрасли технологий компании отреагировали на появление блокчейн запуском масштабных пилотных проектов в различных областях — таких как сфера финансовых услуг, энергетика, сельское хозяйство и Интернет вещей.
С такой оценкой солидарен и Герман Греф, который считает, что через два-три года в бизнесе останется мало сфер, где бы технология блокчейна не изменила бы радикально основы бизнес-модели компании.
В настоящее время предпринимаются первые попытки с помощью известных инструментов бизнес-моделирования помочь предпринимателям понять, какие области их бизнеса могут начать внедрять технологию блокчейна уже сейчас.
В частности следует отметить решение Ади Чикары (Adi Chikara) из американской консалтинговой компании 3Pillar’s Advanced Technology Group, предложившего версию шаблона бизнес-модели, которую он назвал «Blockchain Canvas». Архитектура модели полностью соответствует классической модели Александра Остервальдера и Ива Пинье и включает девять компонентов: «Целевые группы пользователей» (User Segmentation), «Технологии пользовательских отношений» (User Relationships), «Лидерство & Маркетинг» (Leadership & Marketing), «Ценностные предложения» (Value Propositions), «Компоненты ценности» (Value Components), «Ключевые связи и отношения» (Key Dependencies), «Ключевые точки системы» (System Touch Points), «Сроки» (Time) и «Формула прибыли» (Revenue/Cost/Profit).
Содержание компонентов канвы Ади Чикары идеологически также довольно близко универсальной канве бизнес-модели. Важной деталью является поиск ответа на вопрос не столько о желании, сколько о принципиальной готовности целевых потребителей к применению технологии блокчейна. Кроме того, специального уточнения требует авторский взгляд на наполнение компонентов «Компоненты ценности», «Ключевые точки системы» (System Touch Points), «Лидерство & Маркетинг».
В частности, к «компонентам ценности» автор относит такие характеристики системы как: «Масштабируемость» (Scalability), «Географию/Локализацию» (Geography/Location), «Безопасность» (Security), «Верификацию» (Verification), «Контроль и Учёт» (Tracking / Ledger), «Прозрачность» (Transparency), «Анонимность» (Anonymity) и «Идентичность» (Identity).
В свою очередь содержательное наполнение компонента «Ключевые точки системы» по мнению автора должно включать ответы на вопросы:
- Что влияет на систему и что необходимо изменить в ней?
- Кто является собственником продукта, с которым необходимо установить партнёрские отношения?
Наконец, компонент «Лидерство и Маркетинг» предполагает идентификацию, как компании — технологического лидера, так и компании, лидирующей в рассматриваемом рыночном сегменте.
Как отмечает в книге «Blockchain и маркетинг» белорусский ученый-экономист и очень плодовитый автор Маргарита Акулич: « Технология блокчейна превратит бизнес-модель из модели доверия на основе человека в модель доверия на основе алгоритма, которая может подвергнуть компании таким рискам, с которыми они не сталкивались раньше. Чтобы реагировать на такие риски, компаниям следует рассмотреть возможность создания надёжной стратегии управления рисками, а также управления и контроля». На наш взгляд в качестве визуальной формы такой стратегии вполне может быть рекомендована модель Ади Чикара.