Оригинальное графическое решение шаблона бизнес-модели стартапа предложили российские Agile-коучи Сергей Дмитриев, Алексей Пикулев и Илья Павличенко. Модель, которую они назвали «Бизнес-Дартс», представляет канву бизнес-модели как традиционную круглую мишень для игры в дартс с изображением разделенных на четыре части концентрических кругов, каждый из которых соответствует определенному компоненту бизнес-модели.
Поводом для разработки своей версии модели стали претензии авторов к структуре классических шаблонов бизнес-модели Александра Остервальдера (Alexander Osterwalder) и Ива Пинье (Yves Pigneur), а также Эша Маурья (Ash Maurya). По их мнению, в этих шаблонах визуально не очевидны связи между компонентами, расположенными в разных частях канвы. Еще одним важным возражением стало выделение компонента «Ключевые метрики» в качестве единого и отдельного блока модели, поскольку, по мнению Дмитриева и его коллег, каждый компонент шаблона бизнес-модели должен содержать присущие ему метрики. Поэтому они поставили цель изменить канву таким образом, чтобы ее архитектура была «более логичной визуально и позволяла эффективно работать с метриками».
В процессе работы авторы отказались от многих компонентов, а некоторые из них, близкие по смыслу, объединили. Кроме того, они добавили поля метрик при каждом компоненте модели. Таким образом, канва Дмитриева, Пикулева и Павличенко включает следующие компоненты: «Проблемы клиента», «Решения», «Клиенты», «Каналы продвижения», «Источники доходов», «Структура затрат» и «Метрики». Очевидным достоинством выбранной формы шаблона бизнес-модели является визуализация цикла «клиент-проблема-решение-канал продаж». Как отмечают разработчики модели: «с какой сущности не начни, в любом случае цикл должен замыкаться, если есть проблема, то должно быть и решение, если есть решение, то оно должно быть кем то востребовано и как то доставлено клиенту и метрика к каждой сущности».
В конце своего сообщения, авторы заявляют, что «Бизнес-дартс уже прижился в нескольких крупных мировых банках». Таким образом, можно порекомендовать данную модель для практического применения, как уже протестированную на практике.
Источник: Чинарьян Р.А. «Клиентская составляющая ключевых концепций универсальных бизнес-моделей (часть 4)» // «Клиентинг и управление клиентским портфелем» 2013 №4