Российский бизнес-тренер и коуч Наталья Гульческая совместно с коллегами по коуч-студии LevelUP предложила свой вариант канвы бизнес-модели стартапа, который назвала просто «Шаблон бизнес-модели».
Шаблон представляет собой расширенную версию канвы бизнес-модели Александра Остьервальдера и Ива Пинье, дополненную компонентами канвы бережливого стартапа Эша Маурья и элементами Модели развития потребителей (Customer development) Стива Бланка. Поэтому позволим себе назвать предложенный инструмент канвой бизнес-модели «клиенторазвивающего» стартапа.
Автор включила в свою модель пятнадцать компонентов. Девять из них содержательно и архитектурно представляют собой классическую модель Остервальдера и Пинье в редакции русскоязычного издания труда указанных авторов. Мы приводим названия этих компонентов в нашей традиционной редакции: Целевые группы потребителей (Customer segments), Ценностное предложение (Value proposition), Каналы продвижения (Channels), Технологии клиентских отношений (Customer relationship), Потоки доходов (Revenue streams), Ключевые ресурсы (Key resources), Ключевые процессы (Key activities), Ключевые партнёры (Key partnerships) и Структура затрат (Cost structure).
Из модели лин-канвы Эша Маурья были использованы компоненты: «Проблемы» (Problem), «Решения» (Solution), «Метрики» (Key Metrics) и «Фора» (Unfair Advantage). В первых двух случаях мы считаем более правильным применять уточняющие названия элементов модели: «Проблемы потребителей» и «Решения (проблем потребителей)» вместо просто «Проблемы» и «Решения», поскольку в противном случае не совсем понятно о чьих проблемах идёт речь: потребителей, самой компании или её партнёров. Для двух оставшихся компонентов на наш взгляд более целесообразно использовать классические термины Эша Маурья: «Ключевые метрики» вместо обобщающего «Метрики» и «Несправедливое (нерыночное) конкурентное преимущество» вместо несколько размытого «Фора». Тем более что автор сама пишет: «Фора – это «нечестное» конкурентное преимущество, дающее ощутимое превосходство на рынке».
Наряду с указанными блоками бизнес-модели Наталья Гульчевская предлагает два дополнительных компонента: «Шаги» и «Гипотезы». Для наполнения содержания первого блока она предлагает следующие вопросы:
— Какие вехи вы видите в реализации этой бизнес модели;
— Какие шаги вы сделаете самыми первыми, в ближайшее время?
Для второго:
— Что из записанного в бизнес-модели является непроверенной практикой информацией;
— Что из этого наиболее сильно влияет на успешность вашей бизнес модели;
— Как вы можете проверить это проще всего;
— Каков критерий подтверждения, что гипотеза верна?
Такой подход коррелируется с моделью Стива Бланка, первые два этапа которой «Выявление потребителей» и «Верификация потребителей» фактически представляют собой поиск компанией своей бизнес-модели и включают в себя несколько шагов: шаг формулировки гипотез — о продукте и потребителях, о дистрибуции и ценообразовании, шаг тестирования и уточнения гипотез, шаг тестирования и усовершенствования концепции продукта, шаг верификации.
Наталья Гульчевская предлагает пять стратегий заполнения Шаблона бизнес-модели, которые по её мнению должны помочь разработчикам сориентироваться и выбрать наиболее подходящую именно для них, а, возможно, выработать собственную стратегию: «Стратегия от продукта», «Стратегия от клиента», «Стратегия профессионала», «Стратегия форы» и «Стратегия ресурсов». Тем самым предполагается, что заполнение канвы в каждом из указанных случаев следует начинать с соответствующего компонента бизнес-модели: «Ценностное предложение», «Целевые группы потребителей», «Ключевые процессы», «Несправедливое (нерыночное) конкурентное преимущество» и «Ключевые ресурсы».
Мы склонны рассматривать вариант канвы бизнес-модели бережливого стартапа, предложенный Натальей Гульчевской, как, безусловно, интересную попытку инновационного развития шаблона бизнес-модели на базе интеграции основных концепций в данной области.