«Мышеловка» — это не только пьеса, поставленная датским принцем Гамлетом для устыжения дяди-короля Клавдия и матери-королевы Гертруды, но и стратегия бизнеса (точное название «улучшенная мышеловка»), суть которой сводится к лозунгу «улучшите конструкцию мышеловки, и люди к вам потянутся». Модель «улучшенной мышеловки» основана на предположении, что люди принимают решения о покупке, ориентируясь исключительно на материальные свойства товаров.
В своё время в экономической литературе была сформулирована концепция совершенствования продукта (product concept) или продукто-ориентированности, в соответствии с которой многие компании сосредоточили внимание на внедрении новых продуктов и их постоянном совершенствовании в ущерб изучению потребителей, их поведения и реальных потребностей.
В бизнес-сообществе сложилось устойчивое мнение, что если у компании получится предложить рынку новый продукт с улучшенными свойствами («усовершенствовать мышеловку»), то клиенты сами найдут к ней дорогу. В основу этого утверждения легла не сохранившаяся в точном виде цитата Ральфа Уолдо Эмерсона — интеллектуала XIX века. В литературе приводятся различные варианты его высказывания, например, «если человек может написать лучшую книгу, провести лучшую проповедь или построить мышеловку, которая будет лучше, чем у его соседа, мир проложит дорогу к его жилищу, даже если он поселится в дремучем лесу». Другой вариант: «если у человека есть хорошее зерно, древесина, доски или свиньи на продажу, к его дому будет вести широкая протоптанная дорога». Но смысл высказывания понятен: создайте уникальную или сильно отличающуюся от других «мышеловку» (продукт, услугу), и клиенты сами придут к вам. А если не придут, значит, рынок для вашей продукции не существует.
На сегодняшний день в бизнесе происходит постепенный отказ от модели «лучшая мышеловка». Традиционная модель «придумать, разработать, протестировать, прототипировать, построить — и потом продать» всё чаще даёт сбой. Нередко результатом такого подхода становится ситуация, в которой многолетний труд инженеров не выдерживает первой встречи с покупателем: продукт, рассчитанный на идеальных потребителей, не привлекает потребителей реальных. Бизнес тратит миллиарды долларов на то, чтобы создать лучшую «мышеловку», которая в конечном итоге оказывается отвергнутой потребителями. Как показывают исследования, от 40 до 60% новинок остаются невостребованными. В связи с этим в последнее десятилетие стремительно набирает популярность новая модель – концепция развития потребителей (Customer development) Стива Бланка (Steven Blank), которую мы рассматривали ранее.
Тем не менее, модель «улучшенной мышеловки» ещё сохраняет отдельных приверженцев. Среди них профессор университета Сент Бонавенчер (Нью-Йорк) и со-основатель «Voyager Academy» Тодд Палмер (Todd Palmer), который предложил вариант шаблона бизнес-модели бережливого стартапа, построенный на базе концепции «улучшенной мышеловки». Шаблон, названный Mousetrap Startup Canvas, представляет собой комбинацию классической канвы Александра Остервальдера (Alexander Osterwalder) и Ива Пинье (Yves Pigneur) и лин-канвы Эша Маурья (Ash Maurya). Канва включает двенадцать компонентов: «Ценностное предложение» (Value Proposition), «Проблемы (потребителей)» (Problem), «Решение (проблем потребителей)» Solution, «Целевые группы потребителей» (Target Markets), «Ключевые партнёры» (Key Partners), «Ключевые процессы» (Activities), «Ключевые ресурсы» (Resources), «Каналы продвижения» (Channels), «Структура расходов» (Costs), «Потоки доходов» (Revenues), «Предприниматель (компания)» (Entrepreneur), «Инвесторы» (Investors).
Как видно за рамками шаблонов Остервальдера и Маурья находятся два компонента – «Предприниматель (компания)» (Entrepreneur) и «Инвесторы» (Investors). Отметим, что близкие им идеологически элементы были рассмотрены нами ранее при анализе моделей Рори Форд (Rory Ford) и Дина Тильарда (Dean Tilyard). Так, блок «Предприниматель» в известной мере содержательно пересекается с блоком «Основатели» (The Founders) Форда, а компонент «Инвесторы» практически тождественен компоненту «Финансирование/инвестиции» (Funding) Тильарда. Отметим, что включение предпринимательского и инвестиционного компонентов в архитектуру бизнес-модели стартапа представляется перспективным вектором её развития.