Среди стартаперов, которым не чужды идеи бизнес-моделирования, встречаются представители самых разных профессий.
Например, новозеландский специалист в области молекулярной медицины Грейм Филдер (Graeme Fielder), являющийся в настоящее время основателем калифорнийской биофармацевтической компании Mesopharm Therapeutics Inc , разработал вариант шаблона бизнес-модели венчурного стартапа, который он назвал GCF BM Canvas. Напомним, что к венчурным относят такие стартапы, которые финансируется венчурными фондами, то есть инвестиционными фондами, ориентированными преимущественно на работу с инновационными предприятиями и проектами. Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или доли предприятий с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли, при этом на практике реальную отдачу приносят не более двадцати процентов финансируемых проектов, однако прибыль от них, как правило, покрывает убытки от остальных проектов венчурного фонда. Кроме того, по мнению автора, его шаблон может быть использован для работы проектных групп по внедрению новой продукции в крупных корпорациях.
Канва бизнес-модели Грейма Филдера базируется на моделях Александра Остервальдера (Alexander Osterwalder), Роба Фитцпатрика (Rob Fitzpatrick), Эша Маурья (Ash Maurya) и Марка Роботама (Mark Robotham) и содержит одиннадцать структурных блоков. Компоненты «Проблема потребителей» (Problem/Pain), «Решение проблем потребителей» (Solution) и «Рынок» (The Market) были позаимствованы из канвы бизнес-модели Роба Фитцпатрика, при этом последний содержательно близок компоненту «Целевые группы клиентов» из классической канвы Александра Остервальдера (Alexander Osterwalder) и Ива Пинье (Yves Pigneur). Из этого же инструмента были взяты на вооружение блоки «Ценностное предложение» (Value Proposition), «Ключевые ресурсы» (Resources), «Ключевые процессы» (Core Activities), «Структура затрат» (Cost) и «Потоки доходов» (Revenue). К этой группе можно отнести и элемент «Торговые партнёры» (Channel Partners), который, на наш взгляд, содержательно соответствует компоненту «Каналы продвижения». Наконец, элемент «Конкурентное преимущество» (Competition Advantage) не в полной мере, но ассоциируется с компонентом «Несправедливое конкурентное преимущество» (Unfair Advantage) из лин-канвы Эша Маурья, а компонент «Конкуренция» (Competition) является калькой аналогичного блока из шаблона Марка Роботама.
Таким образом, «авторская» канва Грейма Филдера является вторичным продуктом, и не содержит никаких инновационных решений, как в структуре, так и архитектуре модели. Тем не менее, данная редакция канвы бизнес-модели стартапа также имеет право на существование и возможно будет использована на практике ещё кем-нибудь, кроме самого Грейма Филдера.
Чинарьян Р.А. Клиентская составляющая ключевых концепций универсальных бизнес-моделей (часть 3) // «Клиентинг и управление клиентским портфелем» 2012 №4