В продолжение темы об интеграции концепции цепей поставок и концепции шаблона бизнес-модели, начатой в статье «Канва бизнес-модели трансформации цепей поставок» (часть 1, часть 2), рассмотрим решение, предложенное старшим научным сотрудником международной организации «International Center for Tropical Agriculture (CIAT)» Марком Ланди (Mark Lundy).
Напомним, что под цепочкой поставок (Supply Chain) понимают взаимосвязанную систему отношений между поставщиками материалов и услуг, охватывающую весь цикл трансформации материальных ресурсов из исходного сырья в конечные продукты и услуги, а также доставку этих продуктов и услуг конечному потребителю. Получается, что цепочка поставок включает множество контрагентов, передающих сырье и компоненты с постоянно растущей добавленной стоимостью вплоть до конечного потребителя.
Таким образом, управление цепью поставок выходит за рамки отдельной организации и охватывает как минимум две группы партнеров: поставщиков сырья и материалов и дистрибьюторов готовой продукции. Эффективное управление этими партнерами предполагает приоритет общих целей всей цепи поставок над целями индивидуальных ее составляющих. Конкурируют не отдельные предприятия, а цепи поставок, и сбой в одном из звеньев ставит под угрозу жизнеспособность всего механизма.
Управление цепочкой поставок неотъемлемая часть устойчивой бизнес-модели, в свою очередь, каждое звено в цепи (производитель, дистрибьютор, оптовый продавец, розничный продавец, конечный потребитель) представляет собой отдельную структуру со своей отличной от других моделью бизнеса. Соответственно его можно графически представить в виде классической канвы бизнес-модели Александра Остервальдера (Alexander Osterwalder) и Ива Пинье (Yves Pigneur). Тогда визуально цепочка будет представлять собой последовательный ряд шаблонов (расширенную канву), в котором компонент «Целевые группы клиентов» предыдущей модели будет накладываться на компонент «Партнёры» последующей.
Марк Ланди создал эскизы полученных верениц звеньев для двухзвенной и многозвенной модели цепочек добавленной стоимости.
Чинарьян Р.А. Клиентская составляющая ключевых концепций универсальных бизнес-моделей (часть 3) // «Клиентинг и управление клиентским портфелем» 2012 №4