Управляющий партнер компании «Бюро Бизнес Инжиниринга» Маргарита Черненко в статье «Как создавать товар и услугу будущего» рассматривает методологию «Инновации бизнес-модели», разработанную генеральным директором голландской компании «BusinessModel Inc.» Патриком Ван дер Пилем (Patrick van der Pijl). Напомним, что Патрик Ван дер Пиль был продюсером бестселлера Александра Остервальдера (Alexander Osterwalder) и Ива Пинье (Yves Pigneur) «Построение Бизнес-моделей» и является сегодня одним из самых заметных европейских бизнес-модельеров.
Отметим, что мы в своих публикациях неоднократно обращались к теме инноваций бизнес-моделей. Например, при анализе известной как «Десять Типов Инноваций» (Ten Types of Innovation)® типологии бизнес-инноваций, предложенной президентом чикагской инновационной консалтинговой фирмы «Doblin Inc.» Ларри Кили (Larry Keeley). Или при описании концепции «Шести Рычагов Инноваций» (Six Levers of Innovation) разработанной американскими специалистами Тони Давила (Tony Davila), Марком Дж.Эпштейном (Marс J. Epstein) и Робертом Шелтоном (Robert Shelton) в книге «Работающая инновация. Как управлять, измерять и извлекать из нее выгоду» («Making Innovation Work»). Суть идей указанных авторов заключается в том, что любые проводимые компанией изменения в области технологий неизбежно влекут за собой изменения в модели и процессах её бизнеса и наоборот. Соответственно, чтобы внедрение инновации прошло успешно, компании должны синхронизировать технологические изменения с изменениями бизнес-модели.
В свою очередь основная идея методологии «Инновации бизнес-модели» состоит в том, что успех компании определяется не используемыми технологиями, а её способностью изменяться. А ключ к конкурентоспособности кроется в построении инновационной, жизнеспособной бизнес-модели, нацеленной на удовлетворение существующих (и, возможно, предугадывание будущих) потребностей клиентов. По мнению Патрика Ван дер Пиля инновация бизнес-модели не создается и не внедряется случайно, по стечению обстоятельств. Это то, чем можно управлять, что можно структурировать в процессы и использовать для поднятия творческого потенциала ключевой команды компании.
Предложенная Патриком Ван дер Пилем методология состоит из 4 этапов:
- Оценка существующей бизнес-модели. Существующая бизнес-модель оценивается на плюсы и минусы, с учетом изменений на рынке, конкуренции, технических достижений, и стратегического Видения (Vision), то есть «сегодня оценивается из послезавтра». И тогда можно ответить на вопрос: что надо изменить в организации, чтобы она стала способной реализовать своё Видение?
- Инновация бизнес-модели. Не существует единственно верной бизнес-модели компании. Используя техники инноваций, необходимо сгенерировать как можно больше идей (пусть, на первый взгляд, они будут неожиданными и нереальными) и создать на их основе варианты будущей бизнес-модели. Вариантов должно быть как можно больше, и они должны кардинально отличаться один от другого. Множественность вариантов дает возможность в будущем переключаться с варианта на вариант при изменении окружающей среды.
- Проверка бизнес-модели. Все варианты тестируются на «жизнеспособность»: на восприятие их клиентами и на способность компании создать и донести до клиентов потребительскую ценность.
- Внедрение новой бизнес-модели. Внедряется наиболее жизнеспособный вариант. Здесь компании изменяют себя: это новые операционные модели, организационная стратегия, структура, процессы, ключевые показатели, мотивация персонала. И самое главное – изменение организационной культуры.
В заключении статьи Маргарита Черненко даёт следующие советы: ключ к конкурентоспособности кроется в построении инновационной, жизнеспособной бизнес-модели, нацеленной на удовлетворение существующих (и, возможно, предугадывание будущих) потребностей клиентов, обеспечивающей динамичную реакцию на изменения для устойчивого долгосрочного получения прибыли. Будущее организации не прогнозируется, а проектируется, и зависит от прилагаемых усилий.