Пионером разработки шаблона бизнес-модели для стартапа стал английский предприниматель и бизнес-консультант Роб Фитцпатрик (Rob Fitzpatrick), который предложил свой графический вариант интеграции идей Александра Остервальдера и Стива Бланка.

%d0%ba%d0%b0%d0%bd%d0%b2%d0%b0-%d0%b1%d0%b8%d0%b7%d0%bd%d0%b5%d1%81-%d0%bc%d0%be%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%b8-%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b0%d0%bf%d0%b0-1-%d1%80%d0%be%d0%b1%d0%b0-%d1%84%d0%b8

Шаблон, названный автором Startup Canvas, направлен преимущественно на визуализацию выдвигаемых на этапах поиска бизнес-модели гипотез и фокусирование на возможных рисках организации и развития стартапа. Модель канвы Фитцпатрика включает следующие компоненты: «Целевые группы потребителей» (Customer Segments), «Каналы продвижения» (Channel), «Рынок» (Market), «Ценностное предложение» (Value Proposition), «Проблемы потребителей» (Problem), «Решения» (Features), «Модель доходов» (Revenue Model), «Внешние риски» (External Risk) и «Ключевые показатели деятельности» (Key Performance Indicators).

Как мы видим, автор полностью отказался от использования инфраструктурного блока, компонентов «Технологии клиентских отношений» и «Структура затрат», присущих классической модели Остервальдера, но одновременно включил несколько новых компонентов, изменив при этом общую планировку шаблона модели. В частности, из концепции «Развитие потребителей» были заимствованы компоненты «Проблемы» (Problem), «Решения» (Features) и «Рынок» (Market). Кроме того, в структуру шаблона были включены логичные для анализа бизнес-модели стартапа элементы «Внешние риски» (External Risk) и «Ключевые показатели деятельности» (Key Performance Indicators). Все перечисленные компоненты бизнес-модели Фитцпатрик группирует по нескольким укрупненным блокам:

  • клиентский (Customer understanding): «Целевые группы потребителей», «Проблемы клиентов», «Модель доходов»;
  • визионерский (Visionary): «Ценностное предложение», «Решения», «Каналы продвижения»;
  • рыночный (Foundation): «Рынок», «Внешние риски»;
  • прогрессивный (Progress): «Ключевые показатели деятельности»;
  • надстроечный масштабируемый блок (Scalable customer creation): «Каналы продвижения», «Модель доходов».

На наш взгляд, компоненты последнего блока было бы более правильным поменять местами в структуре основных блоков, поскольку выбор каналов продвижения во многом зависит от выбранных целевых потребительских сегментов, тогда как на структуру модели доходов существенное влияние оказывает структура ценностного предложения.

Существенной особенностью канвы Роба Фитцпатрика является задача определения истинных проблем потребителей (Problem) и поиск решения (Features) этих проблем. При этом используемый автором термин Features в данном случае более правильным будет трактовать как «Ожидаемая потребителями минимальная ценность», т.е. ценность, удовлетворяемая минимально работоспособным продуктом (MVP). Интересным представляется включение в модель компонента «Внешние риски», однако, на наш взгляд, более правильно было бы оставить просто «Риски», поскольку внешними они не ограничиваются. Например, американский консультант и коуч Тиг Хопкинс (Teague Hopkins) выделяет три группы рисков большинства стартапов: технические, рыночные и эгоистические. Так, если проанализировать судьбу многих перспективных российских стартапов, то окажется, что причиной многих их бед являются как раз межличностные эгоистические проблемы основателей.

Необходимо отметить, что модель Роба Фитцпатрика встретила скептическое отношение со стороны бизнес-сообщества, включая Стива Бланка, отреагировавшего на ее публикацию сдержанной критикой. Вместе с тем сам факт попытки разработки шаблона бизнес-модели стартапа был признан как, безусловно, положительный, что стало своеобразным вызовом для остальных бизнес-дизайнеров.

Источник: Чинарьян Р.А. «Клиентская составляющая ключевых концепций универсальных бизнес-моделей (часть 4)» // «Клиентинг и управление клиентским портфелем» 2013 №4