Продолжаем публикацию фрагмента статьи «Что такое бизнес-модель: какие бизнес-модели существуют в интернете» (первая часть). Авторы анализируют категоризацию бизнес-моделей в онлайн-сегменте, предложенную профессором Университета штата Северная Каролина Майклом Раппом. В первой части были рассмотрены Брокерская, Рекламная и  Инфопосредническая концепции бизнес-моделей. На очереди Торговая, Производственная, Партнерская, Подписная модели, а также модели Сообщество и По потреблению:

 

  1. Торговая бизнес-модель

Оптовые и розничные онлайн-торговцы товарами и услугами.

Виртуальный продавец (Virtual Merchant)

Ритейлер, работающий исключительно в интернете.

Продавец по каталогам (Catalog Merchant)

Принимает заказы по почте, телефону и на сайте, который представляет собой каталог офферов.

Традиционные продавцы, работающие в online (Click and Mortar)

Компании из «кирпича и бетона» (Brick and Mortar, бизнесы, имеющие развитую инфраструктуру дистрибуции услуг), функционирующие в интернете.

Цифровой продавец (Bit Vendor)

Продает исключительно цифровые продукты и услуги. Выполняет продажи и доставку самостоятельно.

  1. Производственная бизнес-модель

В рамках этой модели производитель самостоятельно выполняет продажи своего товара в сети, сокращая таким образом каналы дистрибуции.

Покупка (Purchase)

Стандартная продажа, при которой права собственности на объект сделки переходят покупателю.

Аренда (Lease)

Покупатель платит определенную сумму за временное использование продукта по правилам, описанным в соглашении. Продукт возвращается продавцу по истечении срока договора или в случае его невыполнения. Также возможна опция выкупа товара арендатором до конца срока аренды.

Лицензия (License)

Передача прав на использование продукта в соответствии с определенными условиями. Права собственника остаются у продавца.

Брендированный контент (Brand Integrated Content)

В отличие от рекламной модели (спонсорский контент), компания самостоятельно создает материалы и сайты в целях маркетинга товара/сервиса.

  1. Партнерский маркетинг

Приобретение лидов/трафика у аффилейтов (партнеров).

Обмен баннерами (Banner Exchange)

Торговля баннерным инвентарем на партнерских сайтах.

Оплата за клики (Pay Per Click)

Оплата за переход целевого потенциального покупателя.

Оплата за действие (Cost Per Action)

Оплата за выполнение посетителем (приведенным партнером) целевого действия (например, покупки или установки приложения). Поддерживается модель разделения прибыли от сделки.

  1. Модель сообщества

Пользователи интернета собираются для коммуникации или по общим интересам на специализированных веб-площадках. Прибыль последних может обеспечиваться множеством источников монетизации: например, собственной рекламной платформой, подписной моделью, представлением дополнительных привилегий и т. д.

Открытый исходный код (Open Source)

Программное обеспечение с открытым доступом к исходному коду, совместно и добровольно разработанное сообществом программистов. Вместо продажи лицензии, решение монетизируется за счет проведения интеграции с другими системами, предоставления технической поддержки и продажи обучающих материалов.

Открытый контент (Open Content)

Созданный общественностью контент, который может добавлять и редактировать любой желающий. Как правило, монетизируется добровольными взносами.

Общественная трансляция (Public Broadcasting)

Трансляция некоммерческих радио- и телеканалов в онлайне, поддерживаемая взносами пользователей.

Социальная сеть (Social Network)

Площадки для коммуникации. К таковым относятся как масштабные социальные сети, так и нишевые проекты.

  1. Подписная модель

Пользователь оформляет подписку на определенный сервис.

Контент-сервисы (Content Services)

Бизнес представляет текстовый, аудио или видео контент по определенным подписным планам.

Межличностная сеть (Person-to-Person Networking Services)

Распространение предоставленной пользователем информации в определенных целях (например, для поиска коллег).

Сервисы доверия (Trust Services)

Объединения, членство в которых свидетельствует о следовании определенным нормам и стандартам.

Интернетпровайдеры (Internet Service Providers)

Предлагают возможность сетевого соединения и сопутствующие услуги за месячную плату.

  1. Бизнес-модель По потреблению

Антипод модели подписки, где клиенту также предоставляется определенный сервис, но форма оплаты базируется на потребленном трафике/полученной информации или другом количественном показателе.

Мера использования (Metered Usage)

Оплата в зависимости от объема использования ресурсов (будь то контент или количество памяти), предоставленных компанией.

Мера подписки (Metered Subscription)

Позволяет подписчиками приобрести ограниченный доступ к услугам.

 

См. также: первая часть статьи.