На сайте компании LPgenerator опубликована статья «Что такое бизнес-модель: какие бизнес-модели существуют в интернете». Авторы анализируют категоризацию бизнес-моделей в онлайн-сегменте, предложенную профессором Университета штата Северная Каролина Майклом Раппом. Мы приводим фрагменты этой статьи:

Наиболее актуальная на сегодняшний день категоризация бизнес-моделей в интернете была опубликована профессором Университета штата Северная Каролина (North Carolina State University) Майклом Раппа (Michael Rappa). Профессор выделил 9 основных концепций:

  1. Брокерская (Brokerage).
    2. Рекламная (Advertising).
    3. Инфопосредническая (Infomediary).
    4. Торговая (Merchant).
    5. Производственная (Manufacturer/Direct).
    6. Партнерская (Affiliate).
    7. Сообщество (Community).
    8. Подписная (Subscription).
    9. По потреблению (Utility).

Ознакомимся с представленными выше концепциями и их подвидами более детально.

  1. Брокерская

Используется в B2B, B2C и C2C секторах. Бизнес соединяет покупателей и продавцов и проводит между ними транзакции, за что взимает определенную сумму денег (фиксированная ставка или процент от сделки).

Торговая биржа (Marketplace Exchange)

Бизнес предоставляет широкий спектр услуг, охватывающий весь процесс сделки — начиная рыночной оценкой товара, заканчивая контролем за исполнением договора. Биржи функционируют как самостоятельно, так и при поддержке консорциумов.

Площадки выполнения заказов (Buy/Sell Fulfillment)

Выполнение заявок на продажу и покупку товаров и услуг. Заказ выполняется в соответствии с критериями (например, цена и срок доставки), прописанными клиентом.

Система сбора предложений (Demand Collection System)

Модель «назовите свою цену» (Name Your Price) — потенциальный покупатель делает окончательный (обязательный) бид на тот или иной товар или услугу, а брокер обеспечивает выполнение заявки.

Аукционный брокер (Auction Broker)

Бизнес, проводящий аукционы для продавцов (частников или компаний). Собирает издержки за размещение товаров и комиссионные, величина которых определяется суммой транзакции.

Платежный брокер (Transaction Broker)

Представляет сторонний платежный механизм для проведения транзакций между покупателями и продавцами.

Дистрибьютор (Distributor)

Каталог, соединяющий большое число производителей с розничными и оптовыми заказчиками. Брокер проводит бизнес-транзакции между официальными дистрибьюторами компаний и их торговыми партнерами.

Поисковой агент (Search Agent)

Программное решение, предназначенное для определения наличия и цен товара или поиска сложно находимой информации.

Виртуальный рынок (Virtual Marketplace)

Хостинговый сервис для онлайн-продавцов, взимающий плату за первоначальное размещение на площадке, ежемесячные членские платежи или транзакции. Также может предлагать транзакционный сервис или сопутствующие рыночные услуги.

  1. Рекламная модель

Расширение традиционной концепции СМИ — бизнес представляет потребителям контент и сервисы, транслирует рекламу заказчиков.

Рекламная модель работает наиболее эффективно либо при правильном выборе ниши, либо при больших объемах трафика.

Информационный портал (Portal)

Как правило, ресурс с большим объемом трафика, предоставляющий контент и дополнительные сервисы. Существуют персонализированные и нишевые порталы — первые представляют пользователям возможность кастомизации интерфейса и контентных предпочтений, а вторые ориентированы на конкретную целевую аудиторию.

Доска объявлений (Classfields)

Список позиций покупки/продажи. Бизнес либо взимает оплату за размещение в листинге, либо работает по подписной модели.

Ресурсы с обязательной регистрацией (User Registration)

Проекты с бесплатным контентом, требующие от посетителей создания аккаунта и предоставления определенных демографических данных — это позволяет отслеживать поведение пользователей и создавать портреты потребительских сегментов, используемых для проведения таргетированных рекламных кампаний.

Поисковая реклама (Query-based Paid Placement)

Продажа рекламных позиций в выдаче поисковых систем.

Контекстная реклама (Contextual Advertising)

Реклама отображается на странице, контент который релевантен объявлению.

Поведенческий маркетинг (Behavioral Marketing)

Используется разработчиками и веб-мастерами, встраивающими в свои решения и на ресурсы рекламный софт для продажи тематической рекламы, основанной на индивидуальной активности пользователя при серфинге во всемирной сети.

Объявления перед основным контентом (Intromercials)

Анимированное полноэкранное объявление, отображаемое при переходе на сайт (перед основным контентом).

Интерактивная реклама (Ultramericals)

Интерактивные объявления, для закрытия которых (и переходу/возвращению к основному контенту) пользователь должен выполнить определенное действие.

  1. Инфоброкерство

Пользовательские данные представляют высокую ценность для бизнесов, а информация о продуктах ценна для потребителей — инфопосредники занимаются продажей ценных данных покупателям и компаниям.

Рекламная сеть (Advertising Platform)

Транслирует баннерную рекламу на сайтах паблишеров, представляющих информацию о своем трафике. Рекламные сети также собирают данные о посетителях самостоятельно в целях анализа эффективности маркетинга.

Сервисы исследования аудитории (Audience Measurement Services)

Онлайн-агентства, исследующие рынки и поведение потребителей во всемирной сети.

Маркетинг посредством прямой мотивации (Incentive Marketing)

Использование подарков и вознаграждений для рекламы продукта или привлечения к его покупке/продаже. Данные, собранные о пользователях, используются для таргетированной рекламы.

Метапосредник (Metamediary)

Способствует проведению сделки между продавцом и покупателем, предоставляя информацию и оказывая релевантные услуги. Прямого участия в транзакции не принимает.

 

Продолжение статьи здесь.